|
| Обряды по умершим | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Admin Admin
Сообщения : 1006 Дата регистрации : 2013-01-02
| Тема: Обряды по умершим Чт Апр 09, 2015 1:25 pm | |
| Вывешивание полотенца
Раньше к святому углу вывешивали полотенце. Оно висело там до сорокового дня.
На святой угол на улице весили черную ленту, чтобы люди знали, что здесь покойник.
Вывешивали полотенце из коленкора, на которое был нашит черный крестик из тряпочек — раньше вывешивали на улице, теперь весят под икону. В сороковой день его снимали, крестик отпарывали и сжигали в печке, а полотенце стирали.
На угол дома, где есть покойник, вывешивали “платик” (белую тряпочку с нашитым крестиком). В сороковой день его несли на кладбище и весили на крест.
| |
| | | Admin Admin
Сообщения : 1006 Дата регистрации : 2013-01-02
| Тема: Re: Обряды по умершим Чт Апр 09, 2015 1:25 pm | |
| Оставление еды для умершего
Для покойного в святой угол ставят еду. Еду кладут и на именины умершего.
Со второго дня после похорон в течение сорока дней каждый день на стол клали хлеб, ставили тарелку киселя и вокруг тарелки клали 12 ложек, чтобы покойники ели. Каждый день ставили новый кисель; старый съедали дети. Пирог стоял все сорок дней; когда молились, его держали в руках.
Умершему в святом углу ставили стул; на него до сорокового дня никто не садился. На тумбочку ставили фотографию и в каждый поминальный день (9-й, 20-й, 30-й) клали на нее по пряженику (“один на один”). В 40-й день кроме пряженика клали пироги. В сороковой день пряженики крошили около дома или несли на кладбище, раскидывали по могилам знакомых и родственников — птичкам (“птицы съедят — это хорошо”). Эти пряженики могли отдавать скотине. | |
| | | Admin Admin
Сообщения : 1006 Дата регистрации : 2013-01-02
| Тема: Re: Обряды по умершим Чт Апр 09, 2015 1:28 pm | |
| Общие сведения о поминальных днях
В 9-й, 20-й, 30-й, 40-й дни накануне вечером и утром в сам день делали собранье*:
собирали стол, всех приглашали; приходило до 60 человек — вся деревня. Первый раз поминают в 9-й день — в этот день покойник идет к Богу на поклон души. Сейчас 20-й и 30-й дни отмечают не всегда. Поминки делали и в годовщину.
Приглашение и встреча души
В кануны 9-го, 20-го, 40-го дней ходили на кладбище — приглашали покойников на собрание. До захода солнца родственники умершего со (знающей) старушкой шли на кладбище, звали покойника и всех родственников: “Вставай-ко, поднимись, новопреставленной раб Божий, собирай-ко ты своих родственников...”, “Зовите всех ронныф и безронныф, все приходите званны и незванны, все приходите к нам в гости”. Когда они приходили с кладбища, из дома выходила женщина с пряженым* пирогом и у ворот душу встречала — приглашала покойников словами: “Проходите-ко, дорогие гости, садитесь-ко вы за столы...”. Женщина, которая шла с кладбища, и женщина, которая выходила из дома, когда встречались, вместе причитали — приглашали умерших за стол.
На могиле причитали, звали в гости: “Приглашаем мы вас в гости, / Мы и дорожку-ту всю вам устелём...”
На кладбище причетом звали умершего и всех его родственников: “Ты вставай-ко дорогой муж, / Собирай-ко ты своих родственников, / Родимых детушок, братья и сёстры, / Родиму матушку, родимова батюшка...”
Вечером накануне 9-го, 20-го, 30-го, 40-го дней собирали стол. Перед собранием выходили с пирогом-пряжеником* на улицу (на крыльцо, за калитку, на берег) — встречали душу: в сторону кладбища кланялись, крестились, говорили: “Приходи в дороги гости да приглашай своих друзей”; кто умел — плакали голосом, причитали (когда причитаешь, считается, что душа приходит). Потом шли в дом, садились за стол; женщины молились и пели стихи.
На 9-й, 20-й, 30-й, 40-й дни на могиле причитали: “Вы роздайсе-ко, да ветры буйные, / Да ты откройси-ко, да гробова доска...”
Приглашение души в сороковой день
В сороковой день утром накрывали стол, и все шли на кладбище — там причитали, приглашали душу на поминки. Дома оставалась старенькая женщина; когда шли обратно с кладбища, она встречала на крыльце с пирогом, причитала (“вла”) с кем-либо из пришедших женщин — каждая причитала на свой голос; заходили в избу, садились на лавку и ревели. Потом все садились за столы и поминаливла
Когда в сороковой день умершего звали в гости (на поминки), причитали: “Да ты вставай-ко да на резвы ноги, / Да ты пойдём-ко да во родны гости, / Во родны гости дак на свой праздничок. / Да ты зови-ко своих родныих — / Отца с матерью да свёкра со свекровью”.
В 9-й, 20-й и накануне 40-го дня душа идет “на поклон к Господу”, поэтому вечером накануне поминальных дней собирали собрание — молились, пели стихи и просили за умершего. Стихи поют с 7 до 9 часов вечера. В сами поминальные дни (кроме сорокового) собрание не собирают.
Вечером накануне поминального дня делали собрание: приходили женщины и пели стихи. Стихи поют на поминках только после похорон и в кануны поминальных дней; тогда же приходят и души умерших. В сами поминальные дни стихи не поют.
Поминали киселем с вересовым суслом, пирогами, пряжеником. Каждому давали на ложечке кутью. На кладбище кутью берут рукой.
В кануны поминальных дней на стол ставили пряженики, кисель. Сначала поминали киселем, а затем всем остальным. После собрания кисель ставили в передний угол на стол.
На поминанье столы ставили в ряд. За первый стол (который стоял в святом углу) садились покойники — на него ставили зажженную свечку, рюмку, клали пряженик. Если поминки по мужчине, то за первый стол садились только мужчины, если по женщине — женщины; считалось, что все умершие родственники сидят с живыми. Поминали киселем, пряженым пирогом, кутьёй: когда женщины попоют стихи, хозяйка обносила всех пирогом; каждый пирогом поминал покойного и его умерших родственников. За время застолья надо помянуть три раза. Перед застольем и после застолья пели молитвы.
На каждый поминальный день (9-й, 20-й, 30-й, 40-й) для покойного клали пряженик, ставили кисель и чашку чая. Вечером накануне поминальных дней на собрании всех обносят пряжениками и чаем. Когда поминали, в святом углу у икон зажигали свечки — считалось, что там сидит душа. Во все время поминок — и накануне вечером, и утром в поминальный день — горит лампадка.
Первая еда на поминках — кисель; на него наливали сыту*.
Пирог, с которым встречали душу, на поминках не ели.
На поминках в сороковой день вставали и говорили умершему: “Николай Михалыч, угощай своиф родныиф, ронныф и неронныф, всеф званныф, всеф не званныф, всем угошшай, всем вам царство небесно”.
В сороковой после прихода с кладбища собирали большой стол, созывали народ. Все садились за стол, пели стихи, поминали — “пируют”; “пир, как свадьба”, с водкой, киселем, кутьёй, пирогами.
Проводы души
В сами поминальные дни (9-й, 20-й, 30-й, 40-й) душу провожали: выходили на улицу, крестились, говорили: “Иди с Богом на своё местечко, котороё ты уготовил”. Плосково, 076:44. В поминальные дни когда умерший отец уходил с поминок, мать выходила на улицу прощаться. Прощалась словами. Пленишник, 072:16
Проводы души в сороковой день
В сороковой день все выходили за ворота и провожали душу. Ягница, 070:05. В сороковой день, после того как помянут, до 12 часов дня все выходили из-за стола, брали пирог, с которым встречали душу, и выходили на улицу — провожали душу: молились на восток, родственники кланялись у калитки в землю, плакали голосом — просили передать привет родным, крестились и потом шли домой. После проводов пирог, с которым встречали и провожали душу, можно есть.
В сороковой день вечером, на закате солнышка, когда отойдут поминки, брали пирог-пряженик и все выходили на улицу (за баню, за огород) провожать душу: поминали, молились на закат солнца (смотрели на солнце), прощались: “Прощай, родима мамонька”; “Иди уж на своё местечко, што ты заслужил, то и получишь”.
Вечером сорокового дня до захода солнца несли на кладбище крошки с поминального стола, раскидывали их на все могилки, чтобы птички клевали. В д. Плосково целый пирог кидали за двор.
Пироги-пряженики, которые в поминальные дни клали в святом углу умершему, в сороковой день после проводов души крошили на улице птицам или несли на кладбище и там крошили на могилу.
Тем, кто обмывал покойника, отдавали его хорошую одежду. | |
| | | Admin Admin
Сообщения : 1006 Дата регистрации : 2013-01-02
| Тема: Re: Обряды по умершим Чт Апр 09, 2015 1:29 pm | |
| Установка креста на могиле
Крест (памятник) раньше сразу, как похоронят, не ставили — ставили после сорокового дня. На могилу клали венки, обкладывали ее еловыми “лапочками”. В ноги покойнику на могиле садили дерево — березу, рябину.
Родительские календарные дни
На кладбище ходят на Пасху***, на “Родители” (Радуницу), на Троицу, на Николу.
"Традиция" ходить в Пасху на кладбище возникла в годы советской власти, т.е.совсем недавно, и не является традицией Церкви. Это реакция верующих на закрытие храмов и жесткие гонения на Церковь, когда за посещение храма можно было попасть в лагеря или лишиться работы.
Церковная традиция изложена в Типиконе (Церковном Уставе). Она гласит, что "от Великого Четвертка во все последующие дни Страстной и Пасхальной седмиц не должно произносить заупокойных ектений и совершать какое-либо поминовение усопших, кроме тайного на проскомидии и тайного на Литургии по освящении Даров. Не совершаются ни панихиды, ни литии".
Для поминовения усопших и посещения погостов (кладбищ) Церковью установлен особый день - Радоница; в этот день после окончания Литургии и панихиды в храме верующие вместе со своими пастырями едут на кладбище и совершают там заупокойные литии.
Если же Вы хотите похристосоваться со своими усопшими сродниками в Пасхальную седмицу, то для этого надо идти не на кладбище, а в храм Божий, на Божественную Литургию, во время которой вся Церковь Христова - и земная, воинствующая, и небесная, торжествующая - славят Воскресение Христово и возглашают по вселенной: "Христос Воскресе!". | |
| | | Admin Admin
Сообщения : 1006 Дата регистрации : 2013-01-02
| Тема: Re: Обряды по умершим Чт Апр 09, 2015 1:30 pm | |
| Обряды и запреты при поминании на могилах
Старые люди наказывали, чтобы на кладбище с вином не ходили.
В поминальные дни на могилы сыплют крупу; надо сыпать в ноги, а не в голову, иначе засыплешь глаза покойнику.
Священник говорил, что на могиле нельзя сыпать крупу на глаза (туда, где голова покойника), иначе будут сниться плохие сны; можно сыпать возле могилок.
На кладбище можно ходить с утра до обеда; после захода солнца на могилу ходить нельзя. Мужчина пошел на кладбище после захода солнца, обратно еле ушел, шел — пятился задом.
Женщина каждый день после обеда ходила на могилу, ей приснился сон, чтобы она не ходила — покойника там за это ругают.
Покойник приснился — просил передать матери, чтобы она по нему не плакала, а то он лежит “весь как в молоке”; надо поминать, а не плакать.
Когда ходят на могилы, берут с собой свечку и там зажигают. Глинское, 066:36. Брат похоронен в другом месте; привезла песку с могилы брата — считается, что он теперь здесь лежит.
Когда приходят на кладбище, причитают: “Расступись, мать-сыра-земля, / Да ты откройсе-ко, тёсовой гроб, / Да ты вставай-поднимись, родима матушка, / Да выходи-ко ты из сырой земли”. | |
| | | | Обряды по умершим | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |